Образовательная область
|
Характеристика возрастных возможностей
детей старшего дошкольного возраста (5 года
жизни)
|
Физическое развитие
|
В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических
систем, сохраняется высокая потребность в движении. Двигательная активность
становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу,
движения – осмысленные, мотивированные, и управляемые. Сохраняется высокая
эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность
завершить ее по первому требованию, совершение действий направленных на
достижение отдаленного результата привлекательно, в основном, в случае
интереса. Появляется способность к регуляции двигательной активности.
Совершенствуются основные нервные процессы, улучшается их подвижность. В движении
появляется слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Происходит
совершенствование приобретенных ранее двигательных качеств и способностей:
ловкости, выносливости, гибкости, координации.
У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения,
возможностей.
У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в
общем, для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время
передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных
возможностей повышается.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в
движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний,
настроений).
|
Социально-
коммуникативное развитие
|
В игровой деятельности детей среднего возраста появляются ролевые
взаимодействия. Они указывают на то,
что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.
Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Возникает и
развивается новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы,
которое сначала вплетено в совместную со взрослым познавательную деятельность
(например, игру, экспериментирование с предметами и игрушками,
конструирование из бумаги и природного материала и др.).
В группе начинают появляться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я
ребенка, его детализации.
Дети задают взрослым множество вопросов. При этом у детей четвертого
года жизни они направлены на поддержание общения со взрослым. Ответ на них
иногда очевиден. Но часто в их вопросах начинает проявляться желание получить
новую информацию, интерес к познанию. Вопросы и сообщения детей нацелены на
выявление и демонстрирование взрослому понимания связей между предметами и
явлениями.
Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности,
аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня
короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»).
Проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын,
внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина.
Овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых
людей соответствующего гендера.
К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее
распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике
поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских
качествах. В этом возрасте умеют распознавать
и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
|
Познавательное развитие, речевое
развитие
|
Складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и
эмоционального развития ребенка. Мир не только устойчив в восприятии ребенка,
но может выступать как релятивный; складывающийся в предшествующий период
развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления,
воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; начинают
формироваться основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и
интеллектуальные способности.
Наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления детей:
основным средством решения задач является образ. Начинают формироваться
простейшие обобщенные способы построения образа, обобщенные операции. Дети
уже могут находить сходство и различие, владеют действиями объединения и
упорядочивания групп предметов. Появляются представления о сохранности
количества.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности,
как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать свою
небольшую сказку на заданную тему.
Эмоции ребенка все более освобождаются от импульсивности,
сиюминутности. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с
другими, что порождает в нем способность к обособлению от других,
обеспечивает развитие индивидуальности.
Начинают формироваться представления о различных сторонах каждой из
этих сфер. Речь ребенка активно перестраивает все психические процессы,
становится орудием мысли. Совершенствуются умения пользоваться установленными
формами вежливого обращения. Вступая в речевые контакты со взрослым,
сверстниками, дети осваивают диалоговую речь. Развивается грамматическая
сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе
грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит
ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Конструирование усложняется. Постройки могут включать 5-6 деталей.
Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также
планирование последовательности действий.
|
Художественно-эстетическое
развитие
|
У ребенка появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного,
он продолжает осваивать способы выразительности, на основе восприятия общего
характера произведения, эмоционально-ярко откликается на произведения
народного и классического искусства. Благодаря возросшей самостоятельности и
накопленному опыту взаимодействия с окружающим миром, ребенок становится
активным участником творческой продуктивной деятельности.
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения
художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает
простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается
на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события,
соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном,
печальном, злом, безобразном и т.д. у ребенка появляется желание делиться
своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослым и сверстниками.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится
предметным и детализированным. Графическое изображение человека
характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее
деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами,
наклеить изображения на бумагу и т.д.
|
Образовательная область
|
Характеристика возрастных возможностей
детей старшего дошкольного возраста (6-7 год жизни)
|
Физическое развитие
|
У детей 6-7 лет продолжается процесс окостенения скелета. К концу
дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому он
может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости,
силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный
рост ног. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно
более выносливыми, подвижными, ловкими. В этом возрасте дети уже могут
совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого
утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физические
упражнения. Этому способствует развитие крупной и мелкой мускулатуры.
Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными,
увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок
способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По
собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие
соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети овладевают прыжками на
одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега
при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация
девочек более совершенна). Могут выполнять разнообразные сложные упражнения
на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы
в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых
физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои
возможности, совершает необдуманные физические действия.
Старший дошкольник способен различать, с одной стороны, воздействия,
поступающие из внешнего мира (сигналы, указания, движения), с другой стороны
– реакции на них, например, собственные движения и действия.
Шести-, семилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые
им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые часто
наблюдаются у детей трех- пяти лет ребята уже самостоятельно, без специальных
указаний со стороны взрослого (воспитателя), производят многие из них, могут
выполнять ряд движений и более сложных движений в определенной
последовательности, контролируя их изменяя.
Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее
существенным показателем физического развития старшего дошкольника.
Происходит расширение спектра эмоций и их углубление, обогащение выразительных
движений, по которым эти эмоции распознаются.
|
Социально-коммуникативное
развитие
|
У детей формируются предпосылки к учебной деятельности, они умеют
«слушать и слышать», «смотреть и видеть», осуществлять самоконтроль и
самооценку при выполнении физических упражнений. Старший дошкольник уже
способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в
подвижных, спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение
полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному
благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший,
умелый, сильный, ловкий» и т.д.).
Со взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и
партнерства.
В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия
людей, отражающие характерные значимые сюжетные ситуации, например свадьбу,
день рождение, болезнь и т.д. Игровые действия детей становятся более
сложными, обретают особый замысел.
Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым может
привести к эмоциональной отчужденности между ними. Ребенок обращается к
сверстнику с элементарными предложениями, просьбами и оценивает его поступки.
Резко возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных
игр возникает детское общество.
Ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников.
Развиваются коммуникативные умения: приветливо здороваться и прощаться,
называть другого по имени, по названию роли. В общении со взрослыми и
сверстниками происходит становление
образа «Я».
В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о
своей гендерной принадлежности,
устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными
проявлениями мужских и женских свойств
(одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление
собственного достоинства). К семи годам испытывают чувство удовлетворения,
собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности,
аргументировано обосновывают ее преимущества. Начинают осознанно выполнять правила
поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в
общении и т.д., владеют различными
способами действий и видами
деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные
для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин.
Самооценка ребенка, как правило, завышена, что для маленького ребенка
естественно, закономерно и является своеобразным механизмом «личностной
защиты» в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные
качества. Ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения
его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и
самого себя. У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации,
предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения,
характерные для мальчиков и девочек. С возрастом развивается адекватная
оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных
возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой,
изобразительной, музыкальной, театральной и др.).
|
Познавательное развитие, речевое
развитие
|
В старшем дошкольном возрасте начинают закладываться чувства
ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от
инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во
взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний,
эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.
Ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на
происходящее с позиции других и понимать мотивы их действий; самостоятельно
строить образ будущего результата продуктивного действия.
Зарождается оценка и самооценка. Ребенок может противостоять в
известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в
частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой
(инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональной
(выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к
надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий
самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более
устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника
получения информации о человеке и окружающем мире.
Дети способны выполнять различные по степени сложности постройки как по
собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут
освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумать собственные, но
этому их нужно обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он
важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется
конструирование из природного материала. У детей продолжает развиваться
восприятие, образное мышление, воображение.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие
диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных
предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших
дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картине,
передавая не только главное, но и детали. Совершенствуется звуковая сторона
речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные
звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи
при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения;
развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы
словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории
мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе – животным,
растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и
особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с
удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и
пересчетом отдельных предметов.
Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным
героям, обсуждают их действия.
Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребенка основы
экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной
средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе.
|
Художественно-эстетическое
развитие
|
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более
осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но
в какой-то мере создавать ее.
При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные
образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного
искусства, живописи, графики, скульптуры. Развивается изобразительная
деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки
приобретают сюжетный, детализированный
характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится еще
более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза,
рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы,
пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. Дети способны
создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное,
показывая взаимосвязи.
В процессе декоративного рисования ребенок осознает эмоциональное
стилизованное воплощение образов в декоративной росписи, что помогает в
осуществлении перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному.
Совершенствуются творческие способности детей, художественный вкус. Старших дошкольников
отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется
интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно
обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
Возросшая активность, сознательность, самостоятельность ребенка
позволяет ему значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического
восприятия окружающей действительности.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий