вторник, 7 февраля 2012 г.

Проект "Путешествие в страну "Экономики".
1. Вид проекта: информационно-практико-ориентированный проект по экономическому воспитанию и обучению.


  2. Продолжительность проекта: долгосрочный (в течение учебного года).
   3. Участники проекта:  педагоги, методическая служба ДОУ,  воспитанники старшего и подготовительного возраста, родители.
  4. Актуальность темы: Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах "Дошкольное воспитание". Но проблематично он не звучал, так как основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно-трудового воспитания, которые ставит перед нами "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А.(1985 г.), а затем переработанная и дополненная Гербовой В.В. и Комаровой Т.С., и которые обязательно должны решаться в работе с детьми как раньше, так и в настоящее время.
   Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос: "Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?" - приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
      Анализ научных трудов, программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как: Курак Е.А. и др. «Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий», Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников»; передовой практики воспитания: Орлова И.Ю. «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»; Сасова И.А. «Экономическое воспитание детей в семье», показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась. За рубежом уделяют пристальное внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги и иметь свое дело. Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя. Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания мы рассматриваем как дополнение к содержанию программ для дошкольников, как особую технологию.
В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.
   5. Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
  6.  Задачи:
1). Формирование системы экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
2). Формирование деловых качеств детей.
3). Формирование умений ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
4). Развитие самостоятельной творческой деятельности детей.
5). Развитие специальных способов ориентации- экспериментирования и моделирования.
6). Объяснять на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд»- «продукт»- «деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».
7). Формирование представлений о содержании деятельности людей разных профессий.
8).Формирование правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости.
9). Дать представление о рекламе, ее назначении, учить правильно, воспринимать рекламу.
10). Формирование представлений о предметном мире как о рукотворном.
11). Воспитание разумных потребностей, культурного поведения в быту.
12). Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
   7.  Предполагаемый результат: формирование у воспитанников системы знаний и умений по разделу «Экономическое обучение», социализация ребенка, постепенный переход с позиции «ребенок-наблюдатель» на позицию «ребенок-участник» в практической деятельности.
 8.  Предварительная работа:
·       Педагог ставит цель проекта, знакомится с исследованиями в данной области, разрабатывает перспективный план мероприятий по реализации данного проекта, готовит предметно-развивающую среду.
·       Методическая служба оказывает помощь в анализе проблемы и оценке результатов проекта.
·       Родители содействуют созданию условий, оказывают помощь для улучшения материально-технической базы для осуществления проекта.
9. Продукт проектной деятельности: разработка системы занятий, дидактических материалов по экономическому обучению старших дошкольников, планирования кружковой деятельности по экономическому воспитанию детей, создание совместно с детьми моделей производств товаров и оказания услуг, формирование у детей системы знаний по данному разделу.
10. Методические материалы:
Литература.
1. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: дис… кан.пед.наук., Челябинск, 1999.
2. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб., 1995.
3. Кнышева Л.В. Экономика для малышей, или Как Мишка стал бизнесменом.- М., 1995.
4. Киреева Л.Г. Играем в экономику.- Волгоград: Учитель, 2008.
5. Крулехт М. проблема целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта трудовой деятельности. СПб., 1995.
6. Короткова Н.А. Продуктивная деятельность старших дошкольников //Дошкольное воспитание.2001. №11., стр.31.
7. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.- М., 2002.
8. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику.- СПб., 2001.
9. Шатова А.Д., Струнилина Н.А. Некоторые аспекты методики экономического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание: традиции и современность / Под ред. А.Д.Шаговой. М., 1996. Выпуск 3.
10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-мет. Пособие. М., Педагогическое общество России, 2005.
11. Экономика: жизнь и игра. Статьи Шатовой А.Д. // Обруч.- 1997.- № 3-5.       Методы, средства и формы экономического воспитания.
Приоритет в выборе форм и методов экономического и трудового воспитания отдается познавательным формам,  значимым для ребенка, способствующим самореализации ребенка.
1). Игра - самая естественная и основная форма обучения дошкольника.
   * Сюжетно-дидактическая игра моделирует жизненные ситуации (производство, сбыт, купля-продажа, профессиональные навыки, трудовые процессы).
«Кондитерская фабрика», «Челябинский тракторный завод», «Пункт обмена валюты», «Туристическое агентство», «Рекламное агентство», «Конструкторское бюро Бина», «Строительство дома», и др.
   * Дидактические игры формируют новые экономические знания, умения, навыки; закрепляют представления детей; учат реализовывать полученные знания. «Банк», «Бюджет города Челябинска», «Семейный бюджет», «Профессии», «Акционерное общество», «Бизнес» и др.
Пример:
Сюжетно-ролевая игра «Турагентство».
Цель: познакомить с работой турагентства, развивать речь, учить совместной деятельности.
Материалы: фотографии городов, реклама городов; карта России.
Содержание: дети рассматривают фотографии городов, читают рассказы о достопримечательностях и истории городов; составляют рекламные слайды городов. Распределяются роли между детьми (туроператор, клиент, путешественник). Дети играют в соответствии с выбранной ролью.
Сюжетно-дидактическая игра «Аукцион».
Цель: раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе; упражнять в увеличении указанной цены товара; пробуждать интерес к игре.
Материал: театр Карабаса-Барабаса, молоточек.
Содержание: участники аукциона рассматривают выставленные на продажу лоты (Буратино- лот №1,  Малявина- лот №2, и т.д.), предлагают свою сумму, объединяются, покупают понравившиеся лоты. Выставляют на аукцион свои рисунки, поделки.
   * Развлекательные мероприятия в досуговой деятельности («Бизнес клуб», «Аукцион», «Ярмарка»), интеллектуальные игры («Кто хочет стать миллионером», «КВН», «Клуб знатоков» и др.) создают положительный эмоциональный фон, активизируют мыслительную деятельность, развивают творческие навыки детей.
   *  Занятия в виде комплексно-тематических (обогащение экономическим содержанием занятий по математике, социальному миру, предметному миру) позволяют интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности.
    * Решение задач (логических, арифметических, шуточных) облегчают и оживляют путь познания предлагаемых явлений, формируют логическое мышление, развивают воображение и фантазию. Решение задач повышает интерес к математическим, экономическим, экологическим знаниям, делает их более жизненными, понятными.
    * Чтение художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор, сказки Э.Успенского, Т.Л.Попова, и др. др. авторов).
   * Проведение экономических минуток (чтение пословиц о труду, отгадывание и составление загадок о профессиях, решение проблемных и арифметических ситуаций и т.п.).
* Организация совместного труда (мебельная мастерская, ателье для кукол, конструкторское бюро, фабрика посуды и т.п.).
Дидактические игры экономического содержания.
Название
цель
материал
содержание
Бюджет
Обобщать знания детей о  доходах и расходах, учить составлять бюджет.
Схема «доход-расход», карточки с героями сказок, игрушечные деньги.
Дети совместно с педагогом составляют бюджет героев сказок по заданным условиям.
Дидактическое лото «Путешествие денежки».
Закрепление знаний детей о деньгах разных стран.
Копии денежных знаков разных стран, карта мира.
Расположение купюр в соответствии с выбранной страной.
«Выбери товар».
Формирование умений целесообразно выбирать товар в соответствии с его назначением.
Карта России, карточки с изображением товаров различной необходимости, картинки с изображение разных зданий.
Дети выбирают товар в соответствии с его назначением по заданному месту на карте (север, юг, пустыня, детский сад, аптека и т.д).
«Продолжи предложение».
Развивать умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.
Картинки экономического содержания: покупка товара в магазине, изготовление товара и др.
Ребенок составляет рассказ по заданной картинке, используя «экослова».
«Что и когда лучше продавать».
Закреплять знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности на спрос.
Карточки с изображением магазина и окружающей среды в разное время года; карточки с изображением сезонных товаров.
Дети заполняют магазины в соответствии с сезоном.
«Кому что подарим».
Развивать умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.
Карточки картинки с изображением разных предметов.
Дети подбирают подарок героям сказок, мультфильмов.
«Какие бывают доходы».
Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; формировать навыки самостоятельного определения видов доходов.
Карточки с изображением основных видов деятельности по профессиям; дополнительных доходов.
Дети называют деятельность, полученный результат, вид дохода.
«Что быстрее купят».
Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, ценой и спросом на него.
Карточки с изображением качественных и некачественных товаров.
Ребенок из двух предложенных карточек выбирает ту, которую быстрее купят, объясняет причину выбора.

Примеры задач:
1). В городе Челябинске в мае месяце открылся магазин детской одежды «Фантазеры».  За день работы было продано 7 летних платьев и одно зимнее пальто для девочек.
* Чего продали больше?
* Почему платьев было продано больше, чем пальто?
2). Ваня зимой купил килограмм картошки за 8 рублей, а осенью за 5 рублей.
* Когда дешевле картошка продается: зимой или осенью? Почему?
* На сколько дешевле?
3). В магазин привезли партию кукол, 20 штук. 15 кукол продавали по цене 5 рублей за штуку, а 5 остальных по 2 рубля, так как у них потерялась одна туфля.
* Какие куклы стоят дороже? Почему?
* Правильно ли поступили снизив цену на некачественный товар?
Зависимость цены и качества товара.
4). Папа получил зарплату 7 рублей. 2 рубля нужно заплатить за квартиру, 1 рубль за садик, 2 рубля на покупку продуктов для всей семьи.
* Сколько останется средств на другие нужды семьи?
* Примеры других необходимых трат (одежда, лечение, и т.д.).
Примеры проблемных ситуаций:
1). «Требуется звукорежиссер».
Черепаха и львенок услышали по радио объявление.
Рекламному агентству требуется звукорежиссер, который владеет компьютером и имеет музыкальное образование. Черепаха и Львенок решили участвовать в конкурсе на эту должность: Черепаха хорошо пела, а Львенок умел работать на компьютере.
Кого из них примут на работу и почему?
2). «Магазин Незнайки».
Незнайка открыл магазин продуктов, повесил красивую вывеску «Продукты». Привез в магазин товар: мясные продукты, молоко, конфеты, кроссовки. Все товары, кроме кроссовок, хорошо раскупаются. Почему в магазине нет спроса на кроссовки?
3). «Бизнес смешарика Кроша».
 Крош занялся земледелием, стал выращивать картофель. Осенью собрал урожай- 8 мешков картофеля, 2 из которых мелкий картофель. Мешки с крупным картофелем Крош продал за 10 рублей килограмм, а с мелким за 7 рублей килограмм. Правильно ли установил цену Крош?
4). «Заработанные деньги».
Мышата Пики пак помогали белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за тоже время -две корзины. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.
Как Белочка заплатит мышатам за работу?
Кому она даст большое яблоко, а кому маленькое?
11. Краткая схема осуществления проекта по разделам программы.                                            
Разделы программы
Виды деятельности
1). Игровая деятельность



2). Социальное развитие


3). Речевое развитие и творческая деятельность


4). Совместная работа с родителями

5). Математическое развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Магазин», фитобар, рекламное агентство, конструкторское бюро, «Аукцион», «Рынок» и т.п. Настольно-печатные игры: «Акционер», «Бизнес» и т.п. Игры-драматизации по сказкам: «Теремок на новый лад», «Золушка».
Составление генеалогического древа по профессиям родственников, выставка старинных монет.
Встречи в бизнес - клубе «Маленький бизнесмен».
Составление бюджета семьи.
Рассказывание «Как мы ходили за покупками на рынок. Торг».
Конкурс семейных стихов, названий, рисунков на тему: «Валюта детского сада».
Межсемейные соревнования «мама, папа, я». Организация семейного мини-кафе на определенную сумму.

Решение арифметических задач экономического содержания.

  План-программа проекта экономического воспитания.
1 триместр
2 триместр
3 триместр
Товар.
Потребности.
Доход.
Расход.
Бюджет.
Труд человека.
* Составление плана-схемы «потребности нашей группы».
* Игра «Доходы семьи».
* Занятие: «Виды расходов».
* Задача: Определение расходов семьи дяди Федора из Простоквашино.
* Составление бюджета семьи.
* Профессии: Бухгалтер, кассир, менеджер.
* Чтение стихотворений С.Михалкова «А что у вас», К.И. Чуковского «Федорино горе».
* Составление схемы «Изготовление и путешествие товаров»

Деньги.
Стоимость.
Долг.
Обмен.
* Сюжетно-дидактическая игра «покупки».
* проблемная ситуация «Торг на рынке».
* Игра «Оцените товар».
* Чтение комикса «Жила была денежка».
* Практическая мастерская в группе «Монетный двор».
* Придумывание сказки «Чудесные превращения денежки» (создание валюты детского сада).
* Выпуск стенгазеты «Из жизни одного рубля».
* Игра «Кругосветное путешествие».
* Выставка семейных фотографий.
«Профессии и труд родителей».
*  Меценаты.
* Бизнесмен.


Банк.
Производство товаров.
* Экономический клуб. Заседание: завод ЧТЗ.
* Изобразительная деятельность «Народные промыслы России» (совместно с родителями).
* Создание альбома схем «Строительство».
* Игра-фантазия: «Строим новый домик».
* Занятие- игра: «Путешествие швейной иголки».
* Игра: «Угадай профессию».
* Сюжетно- дидактическая игра: «Реклама сказок».
* Экскурсия на ближайшую улицу (рассмотрение рекламных стендов»).
* Инсценировка сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал».
* Создание в группе банка, рекламного агентства.








Комментариев нет:

Отправить комментарий