Критерии психологической готовности ребенка к школе.
- Социально-психологическая
готовность к школе:
- Учебная
мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения;
проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
- Умение общаться
со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не
агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает
авторитет взрослых).
- Развитие
школьно-значимых психофизиологических функций:
- Развитие
мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет
карандашом, ножницами);
- Пространственная
ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже;
больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
- Координация в
системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь
простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на
расстоянии (например, из книг).
- Развитие
логического мышления (способность находить сходство и различия разных
предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по
общим существенным признакам).
- Развитие
произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой
работе в течение 15-20 минут).
К началу обучения в школе дети должны уметь:
- Строить
сложные предложения разных видов;
- Составлять
рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
- Находить слова
с определенным звуком;
- Определять
место звука в слове;
- Составлять
предложения из 3-4 слов;
- Членить
простые предложения на слова;
- Членить слова
на слоги (части);
- Различать
разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
- Самостоятельно,
выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных
текстов, драматизировать небольшие произведения;
- Уметь
различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
- Иметь
представления о сезонных явлениях природы;
- Знать свой
домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
·
• различать предметы одежды, обувь и головные уборы;
• пересказывать русские народные сказки;
• различать и правильно называть плоскостные геометрические
фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
• свободно ориентироваться в пространстве и на листе
бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т. д.);
• полно и последовательно пересказывать прослушанный или
прочитанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;
• запомнить
и назвать 6—10 предметов, слов;
• различать
гласные и согласные звуки;
• разделять
слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;
• определять
количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, кит;
• понимать
многозначность слов, использовать слова с противоположным значением, составлять
простые предложения
• выразительно
рассказывать стихотворения
• отгадывать
загадки
• хорошо
владеть ножницами (вырезать из бумаги полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, вырезать по контуру фигуры);
• различать
форму, цвет, размер геометрических фигур
• решать
логические задачи на установление последовательности, закономерности
• владеть
карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии;
рисовать геометрические фигуры; аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за
контуры предметов;
• складывать
по образцу
• точно
выполнять задания из 4-5 команд
• свободно
считать от 1 до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10;
• внимательно,
не отвлекаясь, слушать (10—12 минут);
• сохранять
прямую, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
К началу обучения в
школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.
- Состав чисел
первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
- Как получить
число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу
из следующего за ним в ряду;
- Цифры 0, 1,2,
3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
- Знаки +, =,
>, <;
- Название
текущего месяца, последовательность дней недели;
- Уметь называть
числа в прямом и обратном порядке;
- Соотносить
цифру и число предметов;
- Составлять и решать
задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- Пользоваться
арифметическими знаками действий;
- Измерять длину
предметов с помощью условной меры;
- Составлять из
нескольких треугольников, четырехугольникоь фигуры большего размера;
- Делить круг,
квадрат на 2 и 4 части;
- Ориентироваться
на листке клечатой бумаги.
·
• своё имя, отчество, фамилию;
• свой возраст и дату рождения;
• свой домашний адрес и номер телефона;
• название своего города, его главные достопримечательности;
• название страны, в которой он живёт;
• фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;
• названия времён года и месяцев (их последовательность,
основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);
• названия домашних животных и их детёнышей;
• названия некоторых диких животных и их детёнышей;
• названия зимующих и перелётных птиц;
• названия овощей, фруктов и ягод;
• названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного.
Какие требования
предъявляет школа к развитию речи ребенка?
- Умение
правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
- Умение
употреблять разные части речи точно по смыслу.
- Использовать в
речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
- Умение
отвечать на вопросы и задавать их.
- Умение
самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
- Умение
составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по
картинке, по серии сюжетных картинок).
- Кругозор
(представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память,
внимание, другие интеллектуальные способности).
Ребенок
должен:
1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.
1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.
К первому
классу у ребенка должно быть развито внимание:
1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10-15 мин.
2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10-15 мин.
2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий