26 ноября-30 ноября
Тема недели: «Кто как готовится к зиме».
Программное
содержание:
1. Расширение знаний о поздней осени (разнообразие явлений
природы: моросящий дождь, ливень, туман).
2. Развитие умения устанавливать простейшие связи
между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
3. Расширение представлений о животных, птицах, их
приспособлению к жизни в зимних условиях (прячутся, гибнут насекомые, птицы
улетают на юг, некоторые животные меняют окрас).
4. Формирование элементарных экологических
представлений (рассматривать растения, наблюдать за животными, не беспокоя их и
не причиняя им вреда).
Непосредственно
образовательная деятельность по образовательным областям:.
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
В целях реализации программного содержания темы
целесообразно использовать:
- «Геометрический конструктор» - составление
изображений животных из геометрических фигур;
- приемы для практического освоения и понимания
количественного и порядкового назначения числа («Сколько всего мишек?», «Какой
по порядку зайка?»).
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы
целесообразно использовать:
- -
Экспериментирование. Проведение опытов с водой, снегом, льдом (таяние снега от повышения температуры; хрупкость льда;
вывод: снег и лед - вода, изменившая, свое состояние под
воздействием температуры).
Наблюдать за растениями после первых заморозков (трава
и листья побурели, цветы погибли от холода). Расширять представления о
взаимосвязях природных явлений (осень – похолодание – исчезают насекомые –
некоторые птицы улетают на юг, т.к. нет питания; некоторые звери делают запасы,
готовятся к зимней спячке, меняют окрас, чтобы быть незаметным на снегу).;
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы
целесообразно использовать:
- Чтение «Покормите птиц зимой», А. Яшин. Обсуждение
стихотворения. Составление творческого рассказа о необходимости помогать птицам
в холодное время. Обогащать и активизировать словарный запас на основе
экспериментальной деятельности, наблюдений за птицами. Упражнять в правильном
использовании предлогов (медведь в берлоге, лиса около норы, белка на дереве и
т.д.). Закреплять умение употреблять в речи существительные с обобщающим
значением (птицы, животные). Поощрять характерное возрастное словотворчество.
«Художественное
творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы
целесообразно использовать:
- Рисование «Кто живет в осеннем лесу» для
формирования умения правильно передавать расположение частей сложных предметов
и соотносить их по величине.
«Художественное творчество» (художественный труд)
В целях реализации программного содержания темы
целесообразно использовать:
- Конструирование из природного материала (шишки,
желуди) «Зайка». Развивать умение видеть образ в природном материале,
составлять образ из частей, использовать пластилин для изготовления
дополнительных деталей.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы
целесообразно использовать:
- для слушания «Зайчик» (муз. Ю. Матвеева, сл. А.
Блока);
- для пения «Путаница» - песня-шутка (муз. Е.
Тиличеевой, сл. К. Чуковского);
- музыкально-ритмические движения: «Лиса и зайцы» (под
муз. А. Майкапара «В садике»), «Ходит медведь» (под муз. «Этюд» К Черни), «Медведь
и заяц» (муз. В. Ребикова).
Для осуществления
образовательной деятельности в семье по
теме целесообразно рекомендовать родителям:
- совместно с ребенком сделать кормушку, ежедневно
добавлять корм, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке;
- почитать с ребенком дома: («Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин,
«Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота»,
«Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка
и волк», «Сказка про Комара Комаровича», народные сказки о животных, их
повадках;
- дидактические игры на использовании в речи
прилагательных, глаголов, наречий (описание животных, птиц);
- привлечение ребенка к работам на садовом участке по
подготовке к зиме, объяснять, что и для чего делается (перекапывание почвы,
укрывание растений и т.п.);
- заготовить корм для птиц на зиму (ягоды рябины,
семена и т.д.);
- в беседах уточнять представления ребенка о том, что
нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
Совместная
образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- описание сюжетной картинки с изображением поздней
осени, дождя, людей;
- рассматривание иллюстраций детей с игрушками
(бережно играющих, небрежно играющих), обсуждение поведения детей;
- дидактическая игра «Чудесный мешочек» на умение
различать геометрическую форму предмета на ощупь;
- составление коллективного рассказа о природе в
ноябре;
- чтение рассказа «Почему ноябрь пегий» Н. Сладкова,
рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы по содержанию рассказа;
- речевая игра «Что можно, а что нельзя»: для воспитания
привычки выбирать только полезное для здоровья;
- дидактическая игра «Закончи предложение»,
направленная на совершенствование умения устанавливать простейшие взаимосвязи
между явлениями живой и неживой природы (Заяц ждет снега, потому что…; Волку не
нужен снег, потому что…);
- двигательные упражнения «Тучи дождевые», «Дождь»;
- игровая ситуация «Исправь ошибки мишутки»: для
формирования умения слушать рассказ, замечать и исправлять ошибки;
- организация игр с напольным и настольным
строительным материалом;
- экскурсия на улицу города (наблюдение за людьми,
транспортом): особенности дороги в период поздней осени, закреплять знания о
светофоре;
- беседа – рассуждение «Правила поведения в природе
осенью» для формирования предпосылок экологического сознания (рассматривать
растения, не нанося им вред, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя
им вреда, кормить животных только с разрешения взрослых и т.д.);
- использование словесных поручений;
- дидактические игры для закрепления понимания
значения и необходимости гигиенических процедур: «Таня простудилась», «Вымоем
куклу»; «Правила гигиены»;
- опыты со снегом (качество талой воды).
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о правилах поведения в
умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду;
- игровые проблемные ситуации с целью приучения
просушивать мокрую после прогулки одежду.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- закрепление умения есть котлету, запеканку, отделяя
вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее;
- постепенное приучение полоскать рот после приема
пищи;
- упражнения для совершенствования умения правильно и
безопасно для себя и окружающих пользоваться столовыми приборами.
Прогулка
- наблюдения за погодными явлениями (туман, тучи,
изморозь, заморозки, иней, солнце, пасмурное небо, лужи, первый снег, лед на
лужах и т.д.);
-наблюдение за состоянием почвы (в начале осени она
была мягкая, сейчас твердая, холодная, мерзлая, нельзя копать лопатой);
- подвижные игры «Узнай и догони», «Зайцы и медведи» «Охотник
и зайцы», «Жмурки с колокольчиком» и др.;
- индивидуальная работа по развитию основных движений,
физических качеств;
- упражнения для совершенствования умения определять
положение строений, деревьев, предметов на участке по отношению к себе;
- труд на участке (помощь в уборке участка);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- дидактические
игры: «Кто где живет», «Что растет на огороде»
«Одень куклу на прогулку» и др.;
- развитие умения передавать по показу воспитателя
игровые действия под музыку «Зайчики прыгают», «Птички летают, клюют», «Зайчики
и лисичка»;
-упражнения дыхательной гимнастики;
- слушание аудиозаписей «Звуки природы», «Шум дождя» и
др.;
- создание коллажа «Здравствуй, зимушка-зима!»;
- сюжетно-ролевая игра «Дом» с алгоритмами
приготовления заготовок на зиму;
- обучение самомассажу с целью закаливания и
укрепления организма «Поиграем с ушками», «Поиграем с ручкам» (А. Уманская, К.
Динейка);
- ситуативные разговоры об умении прислушиваться к
своему состоянию, сообщать взрослому о недомогании;
- чтение: Е. Чарушин «Воробей», Г. Циферов «Медвежий час», «Как
ослик купался», Ю. Тувим «Овощи», С. Михалков «Не спать», В. Берестов
«Лисица-медсестрица», М. Яснов «Я мою руки», С. Пшеничных «Доброе утро», Я. Аким «Мыть посуду я люблю»;
- рассматривание иллюстраций;
- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Кукольный театр»,
«Магазин»;
- игровая ситуация «Расскажем зверятам, как нужно
дружно играть»;
- беседа-рассуждение «Старших слушай, младшим
помогай»;
- игровые ситуации для формирования умений оказывать
себе и сверстникам элементарную помощь при ушибах;
- наведение порядка в игровой комнате «Каждая игрушка
живет на своем месте».
Вечерняя прогулка:
- наблюдения за движением облаков;
- упражнения для совершенствования умения выполнять
ведущую роль в подвижной игре, осознанного выполнения игровых правил;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий